Прогулки по Чехии
Прага
Чески Крумлов
Карловы Вары
Замки Чехии
История и архитектура Праги
Найдено
в Интернет
|
Археологи считают, что история
Праги начинается с того момента, когда Влтава протекала еще там, где сейчас
возвышаются ее крутые берега. И только тогда, когда здесь сформировалась
существующая и ныне долина, сюда смогли прийти первые охотники и пастухи.
Для движения караванов, перевозивших различные товары, потребовался брод.
Вокруг бродов через Прагу и возникли первые пражские поселения: у главного
брода - купеческая слобода возле княжеской таможни в Тыне, а вокруг второго
брода - слобода Поржичи.
Самыми старыми памятниками, которые можно увидеть в Праге,
являются памятники более чем тысячелетней давности, созданные, когда первые
принявшие христианство князья начали борьбу с язычеством. На местах, которые
они выбрали для своих будущих захоронений, ими были заложены скромные
дарохранительницы. Несколько ротонд в романском стиле характеризуют архитектуру
10 века.
Наиболее выразительным из архитектурных стилей Праги является
готика, навсегда тесно связанная с личностью самого могущественного чешского
короля Карла 4 Люксембургского, бывшего, кроме того, и императором "Священной
Римской империи". Он был страстным поборником мира, науки и искусства.
Он любил Прагу как "зеницу ока своего" и решил построить достойную
столицу, которая по своему размаху уступала тогда лишь Парижу, Риму и
Царьграду. Он основал архиепископство и университет (1348 г.). Он решил
построить в столице своей империи кафедральный собор и новый каменный
мост через Влтаву.
В истории страны есть период, который не оставил никаких
архитектурных памятников, и даже наоборот, их тогда было немало уничтожено.
Это было время, когда народ, страдавший от несправедливостей феодального
строя, притеснения и фальши сильных мира сего, отправился под предводительством
страстных проповедников на поиски забытого Евангелия Христова и справедливости
для всех. Это был период гуситских войн. Когда после сожжения магистра
Яна Гуса в Констанце в 1415 году во главе "божьих воинов" встали
народные гетманы и десятилетиями защищали страну от нападения намного
превосходящих их отрядов. Во время этих сражений, нередко братоубийственных,
пришла в упадок знаменитая королевская резиденция Вышеград, многие храмы
не были достроены, пострадали целые районы города -Мала Страна, Градчаны.
И только тогда, когда затихла эта жесточайшая борьба, готическая
архитектура смогла до конца выполнить свою миссию. Было завершено строительство
прославленного Владиславского зала в королевском дворце и построена Пороховая
башня, нередко изображаемая как символ Праги.
В 16 веке в Прагу из солнечной Италии проникает стиль ренессанс.
Поскольку Градчаны и Мала Страна как раз в это время пострадали от опустошительного
пожара, стиль ренессанс оживил фасады новых домов зажиточных горожан.
В королевском саду построен летний дворец - Бельведер.
Во время правления Рудольфа 2, который проявлял весьма благосклонное
отношение к искусству, снова настала великая эпоха для Праги, которую
уже тогда именовали "золотой".
При Рудольфе 2 Прага стала не только одним из важнейших центров
европейской политики, но и центром весьма оживленной культурной жизни,
интенсивность которой диктовалась королевским двором. Сам король занимался
коллекционированием художественных и редких ценностей, ему удалось собрать
в Праге одну из блестящих в Европе коллекций - галерея Рудольфа в королевском
дворце. При королевском дворе собрался круг художников, алхимиков и искателей
приключений.
Экономический кризис, разразившийся в 16 веке, обострил борьбу
королевской власти и антигабсбургской оппозиции. Это явилось отражением
общей политической борьбы в Европе между лагерем феодалов, во главе которых
стояли Габсбурги, и лагерем более прогрессивной буржуазии, переходящей
к капитализму, предводительствуемым свободными Нидерландами.
Печальным для чешского народа стал 1620 год, когда на поле
у Белой Горы состоялось сражение, которое вели наемники в поединке Католической
лиги и Протестантской унии. Положение усугубилось в результате разорительной
тридцатилетней войны (1618-1648гг.), после окончания которой, укрепилась
власть Габсбургов. Это было трагичным для судьбы чешского народа. Простой
народ был жестоко порабощен, а чешский язык был обречен на уничтожение,
а художественные ценности вывозили из Праги на тысячах подвод.
Готический стиль казался новым властям слишком холодным;
настало время для моды тех, кто стоял во главе победоносных армий, для
моды испанской и итальянской - барокко. Стиль барокко символизировал восстановление
католицизма и императорской власти. Положительным моментом было то, что
при строительстве новых архитектурных памятников учитывался общий облик
города. В результате улицы приобрели законченный вид. Первые постройки
в этом стиле выражали явное стремление показать превосходство новой власти.
Примерами служат гигантские здания Вальдштейнского дворца и иезуитской
крепости Клементиума, занявшего территорию целого квартала. Но мастера
перестали служить интересам кичливых вельмож, они отказались от подражания
итальянским образцам и, стремясь отразить в творениях свои замыслы и чувства,
приходили к оригинальным решениям. Были построены храм св. Микулаша с
незабываемым куполом и Лорета с "домиком" девы Марии.
Вся эта красота оказалась под угрозой, когда слишком трезвые
просветители задумали все упростить в соответствии с практическими целями.
При императрице Марии Терезии был построен единый исполинский фасад Пражского
града. В нем уже не было ничего от величественности королевской резиденции.
При Иосифе 2 было закрыто множество монастырей, растеряны их художественные
произведения. Затем в Праге появлялись лишь интересные постройки горожан,
промышленность и торговля забирали в свои руки инициативу. Были разрушены
крепостные стены, росли рабочие окраины, регулировалось течение реки и
строились набережные.
Новый подъем в строительстве Праги начался через два столетия
в середине 19 века, когда чешский народ начал бороться за свою самобытность.
После 1861 года было восстановлено городское самоуправление, давление
венского централизма ослабевает, наступает новый этап развития общественной,
политической и культурной жизни Праги. Ярким свидетельством национального
возрождения явился Национальный музей на Вацлавской площади и монументальное
здание Национального театра, построенного в стиле неоренессанс, средства,
на строительство которого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям
горожан.
В период строительства современного города происходит поединок
настоящего и прошлого. Современные жилые массивы появились на окраине
города, а исторический центр Праги стал музеем-заповедником. Уделяется
большое внимание сохранению памятников архитектуры, не только из-за неплохого
дохода от огромного количества туристов, приезжающих в страну, но и потому,
что чехи искренне любят свою землю и гордятся своей историей.
ПРАГА.
Перевод с чешского
Общая редакция и послесловие И.А.Черкасова
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОГРЕСС"
Москва
1981
|