на главную страницу

Влияние истории на архитектуру Праги

 

Прогулки по Чехии

 

Прага

 

Чески Крумлов

 

Карловы Вары

 

Замки Чехии

 

История и архитектура Праги

 

Найдено в Интернет

 

 

  

   Археологи считают, что история Праги начинается с того момента, когда Влтава протекала еще там, где сейчас возвышаются ее крутые берега. И только тогда, когда здесь сформировалась существующая и ныне долина, сюда смогли прийти первые охотники и пастухи. Для движения караванов, перевозивших различные товары, потребовался брод. Вокруг бродов через Прагу и возникли первые пражские поселения: у главного брода - купеческая слобода возле княжеской таможни в Тыне, а вокруг второго брода - слобода Поржичи.
   Самыми старыми памятниками, которые можно увидеть в Праге, являются памятники более чем тысячелетней давности, созданные, когда первые принявшие христианство князья начали борьбу с язычеством. На местах, которые они выбрали для своих будущих захоронений, ими были заложены скромные дарохранительницы. Несколько ротонд в романском стиле характеризуют архитектуру 10 века.
   Наиболее выразительным из архитектурных стилей Праги является готика, навсегда тесно связанная с личностью самого могущественного чешского короля Карла 4 Люксембургского, бывшего, кроме того, и императором "Священной Римской империи". Он был страстным поборником мира, науки и искусства. Он любил Прагу как "зеницу ока своего" и решил построить достойную столицу, которая по своему размаху уступала тогда лишь Парижу, Риму и Царьграду. Он основал архиепископство и университет (1348 г.). Он решил построить в столице своей империи кафедральный собор и новый каменный мост через Влтаву.
   В истории страны есть период, который не оставил никаких архитектурных памятников, и даже наоборот, их тогда было немало уничтожено. Это было время, когда народ, страдавший от несправедливостей феодального строя, притеснения и фальши сильных мира сего, отправился под предводительством страстных проповедников на поиски забытого Евангелия Христова и справедливости для всех. Это был период гуситских войн. Когда после сожжения магистра Яна Гуса в Констанце в 1415 году во главе "божьих воинов" встали народные гетманы и десятилетиями защищали страну от нападения намного превосходящих их отрядов. Во время этих сражений, нередко братоубийственных, пришла в упадок знаменитая королевская резиденция Вышеград, многие храмы не были достроены, пострадали целые районы города -Мала Страна, Градчаны.
   И только тогда, когда затихла эта жесточайшая борьба, готическая архитектура смогла до конца выполнить свою миссию. Было завершено строительство прославленного Владиславского зала в королевском дворце и построена Пороховая башня, нередко изображаемая как символ Праги.
   В 16 веке в Прагу из солнечной Италии проникает стиль ренессанс. Поскольку Градчаны и Мала Страна как раз в это время пострадали от опустошительного пожара, стиль ренессанс оживил фасады новых домов зажиточных горожан. В королевском саду построен летний дворец - Бельведер.
   Во время правления Рудольфа 2, который проявлял весьма благосклонное отношение к искусству, снова настала великая эпоха для Праги, которую уже тогда именовали "золотой".
   При Рудольфе 2 Прага стала не только одним из важнейших центров европейской политики, но и центром весьма оживленной культурной жизни, интенсивность которой диктовалась королевским двором. Сам король занимался коллекционированием художественных и редких ценностей, ему удалось собрать в Праге одну из блестящих в Европе коллекций - галерея Рудольфа в королевском дворце. При королевском дворе собрался круг художников, алхимиков и искателей приключений.
   Экономический кризис, разразившийся в 16 веке, обострил борьбу королевской власти и антигабсбургской оппозиции. Это явилось отражением общей политической борьбы в Европе между лагерем феодалов, во главе которых стояли Габсбурги, и лагерем более прогрессивной буржуазии, переходящей к капитализму, предводительствуемым свободными Нидерландами.
   Печальным для чешского народа стал 1620 год, когда на поле у Белой Горы состоялось сражение, которое вели наемники в поединке Католической лиги и Протестантской унии. Положение усугубилось в результате разорительной тридцатилетней войны (1618-1648гг.), после окончания которой, укрепилась власть Габсбургов. Это было трагичным для судьбы чешского народа. Простой народ был жестоко порабощен, а чешский язык был обречен на уничтожение, а художественные ценности вывозили из Праги на тысячах подвод.
   Готический стиль казался новым властям слишком холодным; настало время для моды тех, кто стоял во главе победоносных армий, для моды испанской и итальянской - барокко. Стиль барокко символизировал восстановление католицизма и императорской власти. Положительным моментом было то, что при строительстве новых архитектурных памятников учитывался общий облик города. В результате улицы приобрели законченный вид. Первые постройки в этом стиле выражали явное стремление показать превосходство новой власти. Примерами служат гигантские здания Вальдштейнского дворца и иезуитской крепости Клементиума, занявшего территорию целого квартала. Но мастера перестали служить интересам кичливых вельмож, они отказались от подражания итальянским образцам и, стремясь отразить в творениях свои замыслы и чувства, приходили к оригинальным решениям. Были построены храм св. Микулаша с незабываемым куполом и Лорета с "домиком" девы Марии.
   Вся эта красота оказалась под угрозой, когда слишком трезвые просветители задумали все упростить в соответствии с практическими целями. При императрице Марии Терезии был построен единый исполинский фасад Пражского града. В нем уже не было ничего от величественности королевской резиденции. При Иосифе 2 было закрыто множество монастырей, растеряны их художественные произведения. Затем в Праге появлялись лишь интересные постройки горожан, промышленность и торговля забирали в свои руки инициативу. Были разрушены крепостные стены, росли рабочие окраины, регулировалось течение реки и строились набережные.
   Новый подъем в строительстве Праги начался через два столетия в середине 19 века, когда чешский народ начал бороться за свою самобытность. После 1861 года было восстановлено городское самоуправление, давление венского централизма ослабевает, наступает новый этап развития общественной, политической и культурной жизни Праги. Ярким свидетельством национального возрождения явился Национальный музей на Вацлавской площади и монументальное здание Национального театра, построенного в стиле неоренессанс, средства, на строительство которого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям горожан.
   В период строительства современного города происходит поединок настоящего и прошлого. Современные жилые массивы появились на окраине города, а исторический центр Праги стал музеем-заповедником. Уделяется большое внимание сохранению памятников архитектуры, не только из-за неплохого дохода от огромного количества туристов, приезжающих в страну, но и потому, что чехи искренне любят свою землю и гордятся своей историей.

  

      ПРАГА.
Перевод с чешского
Общая редакция и послесловие И.А.Черкасова

ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОГРЕСС"
Москва
1981

 

Hosted by uCoz